добавки

Головной мозг неоднороден: он состоит из нескольких отделов. Самый современный отдел — это кора больших полушарий. Нас больше всего интересует её орбитофронтальная зона. За что она отвечает? За конечный анализ, синтез информации, то есть за конечный процесс формирования памяти и мышления, а также за конечный процесс, отвечающий за настроение и за то, как мы справляемся с тревогой. Но дело в том, что тревога и настроение формируются не в коре больших полушарий. Осознанно повлиять на их возникновение мы не можем, потому что все берет свои истоки в другом отделе головного мозга — в лимбической системе.

В лимбической системе зарождаются наш эмоциональный фон, память и все то, что будет потом влиять на уровень тревоги в нашем организме. Лимбическая система связана с другими структурами головного мозга: с гипоталамусом и гипофизом — это два важных отдела головного мозга, отвечающих за нейроэндокринную регуляцию, то есть за регуляцию нервной системы и эндокринных функций в организме, отвечающих и за обмен веществ, и за общее самочувствие человека.

Гипоталамус и гипофиз, в свою очередь, через спинной мозг и потом уже через блуждающий нерв связывают головной мозг с кишечником и желудком. И наконец, эта цепочка от головного мозга до кишечника и желудка замыкается.

Импульсы из кишечника и желудка поступают в головной мозг не напрямую в орбитофронтальную кору, а через гипоталамус, гипофиз и лимбическую систему.

В настоящее время уделяется большое внимание тому, что происходит в нашем кишечнике и желудке, потому что кишечник — это отдельное государство в нашем организме. Почему? Там живет огромное количество микроорганизмов, которые разные специалисты называют «микробиом» или «микробиота».

Что это за микроорганизмы? Они участвуют в пищеварении, вырабатывают большое количество биологически активных веществ. Какие вещества интересуют нас, психиатров? Это серотонин и дофамин. Микробиота кишечника их вырабатывает. И некоторые ученые считают, что мы можем добавить в кишечник полезных микроорганизмов и с нашими настроением, уровнем тревоги, памятью и мышлением все будет хорошо. Но тут возникает большое количество подводных камней.

Итак, камень первый. Мы не знаем, влияют ли на структуру головного мозга серотонин и дофамин из кишечника, а если влияют, то в каком проценте. Второе: мы не знаем, приживаются ли микроорганизмы, которые мы вводим при помощи пробиотиков в нашем организме. Или они какое-то время там циркулируют, а потом благополучно транзитом выходят. Третье: мы не знаем, в каком количестве должны быть эти микроорганизмы в норме в человеческом организме. И четвертое: мы опять же не знаем, как эти организмы будут сосуществовать с теми, которые есть у нас.

Дело в том, что мы с момента рождения получаем определенные колонии, которые заселяют наш кишечник, и эти колонии существуют всегда, как бы мы их не истребляли. И поэтому, когда мы вводим пробиотические средства, мы не всегда знаем, будут они входить в конфликт или, наоборот, в симбиотические, полезные отношения с теми колониями, которые есть у нас внутри. Вот такие подводные камни.

Тем не менее, есть такие препараты, которые называются психобиотики. Как уже было сказано, ряд ученых думает, что если мы будем вводить их в наш рацион, то улучшим настроение. Но дело в том, что если мы опираемся на принципы доказательной медицины, то видим, что все исследования по психобиотикам достаточно низкого качества. Что это значит?

Во-первых, это маленькая выборка: когда результаты 30-60 человек распространяются на всю популяцию. Практически такая же ситуация может произойти сейчас, если я попытаюсь исследовать цвет волос людей, которые находятся в данный момент в комнате. Нас здесь три человека: я — темно-русая, передо мной сидят люди с цветом волос шатен и блондинка. И я на основе исследования трех человек могу сказать, что вся популяция людей состоит на 33% из темно-русых людей, на 33% из блондинов и на 33% из шатенов. Буду я права? Нет.

Это проблема маленькой выборки.

Вторая проблема исследований психобиотических препаратов — это отсутствие группы плацебо и контрольной группы. Для чего нужна группа плацебо и что это такое? Плацебо-эффект — это эффект, когда человек начинает чувствовать себя лучше, не получая лекарственного препарата или только приняв его в рот, когда он еще не успел рассосаться. Человек внезапно ощущает, что головная боль прошла, а настроение улучшилось. И дело тут не в лекарственном препарате — возбуждается определенная структура головного мозга, которая действительно улучшает состояние человека. Это и называется плацебо-эффектом. Если в исследовании нет плацебо-группы, как часто происходит в исследованиях психобиотических препаратов, то мы не можем утверждать, что на мышление, настроение и внимание человека повлиял психобиотик. А вдруг это был плацебо-эффект?

И еще один важный момент: когда исследуют психобиотики, используют определенный микроорганизм. У этого микроорганизма есть паспорт, который называется «штамм микроорганизма» и «линия микроорганизма». Если грубо перевести на человеческий язык, то у микроорганизма есть фамилия и место жительства. Например, исследуется лактобактерия Иванова из Санкт-Петербурга.

В ходе исследования выясняется, что эта лактобактерия благополучным образом повлияла на настроение человека: она улучшила его самочувствие, память, внимание и мышление. Но дело в том, что та же лактобактерия Иванова, но уже из Москвы, может никак не повлиять на эти параметры человека.

Когда мы покупаем БАД на известном американском сайте или в аптеке, то получаем смесь лактобактерий. И хорошо, если в ней будут все Ивановы, просто из разных городов (разных линий), но там ведь могут быть лактобактерии других штаммов: Петровы, Сидоровы и прочее-прочее. Как они повлияют на ваше настроение, внимание, мышление, предсказать невозможно. Таким образом, использование пробиотических препаратов (психобиотиков) для улучшения памяти, внимания и мышления неоправданно с позиции доказательной медицины. Вы можете тратить деньги, покупать их, но, к сожалению, их эффективность сейчас не является доказанной.

Светлана, www.medicinaportal.com